Порядок проведения киберспортивных турниров. Все особенности.
25 November 2019 12:12Многопользовательские игры CSGO и DOTA привлекают геймеров разнообразием стратегий, большим ассортиментом боевого оружия, современным геймплеем и огромным количеством героев. Согласно статистике в Counter-Strike ежедневно играет от 500 до 700 тысяч человек. Хотя бы раз запускали эту игру 14 миллионов пользователей. Пиковый показатель для DOTA – 1 300 000 человек одновременно играло в эту стратегию. Рекорд зарегистрирован в 2017 году. Такая популярность оправдывает проведение турниров среди лучших киберспортивных команд.
Порядок проведения турниров в CSGO
Чтобы провести турнир по Counter Strike, нужно обозначить цели и задачи подобного мероприятия. Например, популяризация киберспорта среди молодежи. Следующий шаг - организаторы должны определиться с форматом турнира. Есть три варианта:
- Один на один. В этом случае расходы минимальны, собрать нужное количество геймеров не составит большого труда. Можно провести в рамках одного игрового дня.
- Два на два. Очень интересно наблюдать за такими противостояниями. Собрать команды получится быстро. Сложностей с организацией не возникнет. Потребуется больше времени для определения самой сильной команды.
- Пять на пять. Высокая реалистичность турнира. Наблюдать за перипетиями намного интересней, чем при игре два на два. Придется увеличить призовой фонд. Также необходимо обозначить количество карт, на которых будут состязаться команды.
Схема определения победителя в паре
Необходимо выбрать формат проведения турнира:
-
best-of-1 (команды играют до одной победы на карте);
- bo2 (игра проводится на двух картах поочередности, возможен ничейный исход противостояния);
- bo3 (встреча команд длится до победу одной из них на двух картах);
- bo5 (игра до победы на трех картах, чаще всего такой формат используют в финальной части турнира);
- bo7 (игра длится пока одна из команд не победит на 5 картах, такой формат используется редко).
Жеребьевка группового этапа
Следующий шаг – нужно выбрать систему жеребьевки группового этапа. Первый вариант использовался много десятков лет назад и постепенно теряет свою актуальность. Речь идет о схеме «round-robin». Ее суть – все участники группы поочередно играют между собой в формате bo1 или bo3. Кто больше наберет очков (баллов), тот выходит из группы и попадает в раунд плей-офф.
Другая схема – GSL. Формируют группы с четным количеством команд (классический вариант – 4 команды). Их разбивают на пары. Победители пар играют между собой до победы на двух картах (bo3). Кто из них выиграет, тот выходить из группы с первого места. Проигравшие играют между собой. Кто в этой схватке вновь проигрывает, занимает последнее место. Остается две команды, которые имеют в своем активе по одной победе и по одному поражению. Они играют между собой. Победитель выходит со второго места в плей-офф.
Еще одна схема – швейцарская. Ее используют, когда слишком много участников. Суть – сначала команды разбивают на пары в рамках случайного жребия или на основе рейтинга и статуса коллектива. Победители играют между собой, также как и проигравшие. Команды, у которых будет одинаковый счет после двух поединков, играют между собой. Таким образом, удается точно определить место каждого коллектива в группе.
Плей-офф турнира
После группового этапа начинает раунд плей-офф. На этой стадии жеребьевка проходит по двум основным схемам – double elimination и single elimination. Во втором случае победитель пары проходит в следующий этап, а проигравший - покидает турнир. В первом случае проигравшая команда попадает в низшую сетку. Если она и там проигрывает, ее снимают с турнира. В double elimination игра делится на две сетки. В финал выходят победители групп.
Допуск команд
Каждый киберспортивный коллектив имеет свой тир. Это уровень мастерства. Чем знаменитее спортсмены выступают в команде, тем выше ее тир. На основании этого показателя организаторы принимают решение – допускать коллектив к турниру или нет. Виды уровней:
- Тир-1. Самый высокий уровень. Такой статус имеют коллективы, занимающие лидирующие позиции в рейтинге TI8. Их часто приглашают на The International.
- Тир-2. Сюда входят стабильные команды среднего уровня. У них есть своя фанбаза, но они редко побеждают на высококлассных турнирах.
- Тир-3. Это низший уровень, который присваивается региональным коллективам. Иногда они могут попасть на миноры или мейджоры.
Какие призы разыгрываются на турнирах?
За что же борются профессиональные киберспортивные коллективы? За деньги. Сумма призового фонда зависит от количества проданных компендиумов и от масштаба освещения события в СМИ. Например, в Азии недавно прошел турнир среди команд Dota 2 с призовым фондом 3 000 000 долларов.
На международном соревновании The International 2019 среди коллективов DOTA2 был разыгран призовой фонд в 34 000 000 долларов. Поэтому многие кибеспортсмены зарабатывают больше миллиона долларов в год. По последним данным самыми богатыми являются игроки из Дании – Xyp9x, Peter Rasmussen, Nicolay Reedtz, dev1ce, gla1ve, Magisk. Помимо денег победители получают дополнительные очки для своего рейтинга в международной таблице киберспорстменов.
Особенности Мажоров, Миноров, Интернешенл
Чем больше призовой фонд, тем выше статус у турнира. Самый максимальный статус – Major. Такое соревнование считается главным событием всего сезона в киберспорте. Первый мейджор был проведен в 2011 году (17 августа). Организаторы собрали коллективы, играющие в Dota. Название турнира - The International (фанатская версия названия соревнования - Инта). Сейчас его все воспринимают как чемпионат мира среди лучших. Тогда призовой фонд составил 1 300 000 долларов. Со временем мейджоры стали проводится и для игры CSGO (с 2013 года).
Чтобы турнир получал статус Major, он должен соответствовать определенным критериям: присутствие LAN, проведение предварительной квалификации в шести регионах мира, размер призового фонда больше 500 000 долларов.
Minor – это низкий статус турнира, в котором принимают участие начинающие киберспортсмены с высоким показателем MMR. Чтобы его получить, организаторы должны собрать призовой фонд не меньше 150 000 долларов.
Рекорды на турнирах CSGO и DOTA
Самый продолжительный матч на одной карте CSGO состоялся между киберспортивными командами exceL eSports и Team XENEX на турнире ESL UK Premiership. Соперники не хотели проигрывать и сыграли в общей сложности 88 раундов (30 основных и 58 дополнительных). Побить такой рекорд вряд ли получится в ближайшие годы.
Другие достижения в CSGO и DOTA:
наибольшее количество флагов за матч в Counter-Strike - 47 (датский геймер Кристиан с ником «k0nfig»);
самое быстрое прохождение тренировочной карты Counter-Strike – 28,1 секунд (сделал это киберспортстмен «TenZ»);
самый лучший KDA в игре DOTA - принадлежит геймеру Dendi 10-0-15;
самый длительный матч в игре DOTA – 5 часов 3 минуты (общий счет 282:212).
Возможно, в ближайшее время эти достижения будут побиты в рамках новых международных турниров.